17 ноября 2022 года состоялось очередное заседание ММО учителей русского языка и литературы в режиме ВКС в форме семинара – практикума по теме «Новые ФГОС ООО, СОО: что изменится в образовательном процессе. Формирование и оценка читательской функциональной грамотности»
Обсуждены следующие вопросы:
1. Руководитель ММО Гизитдинова Р.Г. провела обзор материалов проектировочной сессии, организованной социально - гуманитарной кафедрой ГАУ ДПО НИПК и ПРО
по проблеме «Формирование и оценка функциональной грамотности: проектирование методической работы в муниципалитете». На материалах презентаций кафедры учителя познакомились с особенностями русской дворянской культуры Х1Х века (мода, усадьбы, балы, средства передвижения и др.), сравнили особенности культуры, традиции и обычаи двух временных отрезков и проанализировали культурные достижения Х1Х века и настоящего времени. Сделан акцент на методических особенностях формирования читательской грамотности.
2. В ходе сообщения по теме «Формирование учителями русского языка и литературы основных компонентов видов функциональной читательской грамотности обучающихся» Шниткова А.С., МКОУ «Борисоглебская средняя школа», рассказала о приёмах работы с информацией в 5 классе в ходе групповой и индивидуальной работы.
Рекомендовано для формирования читательской грамотности
- организовать «читательское пространство». Это пробно-поисковые ситуации; беседы-дискуссии, сам задай вопрос, личный пример учителя, приём устного словесного рисования, словарно-стилистическая работа и элементы драматизации.
- использовать приёмы формирования читательской грамотности , например, приём «Лингвистическая сказка», «письмо с дырками (пробелами)» или прием «Верите ли вы, что…», прием «Мозаика».«Реставрация текста» и другие.
3. О работе со сплошным и не сплошным текстом рассказала Швыдко Г.В., учитель МКОУ «Круглоозёрная средняя школа». Она порекомендовала использовать
- приёмы активного чтения, например, «Феномен» (интерактивное обучение);
- приёмы работы с текстом при изучении нового материала и приёмы активизации ранее полученных знаний («Ассоциации);
- приёмы графической переработки учебного материала (кластер) и другие
4. В ходе практической работы рассмотрены примеры заданий по формированию читательской грамотности на уроках и во внеурочной деятельности. Задания представили учителя Дорощук С.С., МКОУ «Крещенская средняя школа», Локтева Е.А., МКОУ «Пешковская средняя школа», Горовецкая А.В., МКОУ «Александроневская средняя школа» и Картузова В.Г., МКОУ «Убинская средняя школа №1» с опорой на методический материал учебников и других источников информации (афиши, тексты телеграмм, графики и таблицы и т. д), приведён пример составления ментальной карты к произведению А.С.Пушкина «Дубровский».
5. По организации работы с одарёнными детьми и участию в творческих предметных конкурсах, конференциях рассказала Тыртычная С.Т., учитель МКОУ «Раисинская средняя школа». Предложены формы работы:
- Что нужно сделать при работе? Увлечь, раскрыть и развить способности учащегося! Что помогает? Помогают разные интересные формы вовлечения обучающихся: турниры, блиц – турниры, КВНы, конкурсы и другое.
- Приведены примеры с уроков литературы, например, игра «Умники и умницы». На уроках дети выполняют грамматические поисковые задания, проводятся уроки – дикуссии.
- Во внеурочной деятельности должен быть интерес ребёнка. Организовывать выезды с детьми, например, в театр. После посещения дети могут написать сообща дневник посещения (свои впечатления), поместить информацию в школьную газету ит.д.
6. Обсуждён план очередного заседания ММО в очном формате по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования языковой функциональной грамотности». На вторую половину января 2023г. с включением вопроса по краеведению.
Руководитель ММО Гизитдинова Р.Г.
Методист МКУ МИМЦ Болдырева В.А.