17 ноября 2022 года состоялось очередное заседание ММО учителей русского языка и литературы в режиме ВКС  в форме семинара – практикума по теме «Новые ФГОС ООО, СОО: что изменится в образовательном процессе. Формирование и оценка читательской функциональной грамотности»

Обсуждены следующие вопросы:

1. Руководитель ММО Гизитдинова Р.Г. провела обзор материалов проектировочной сессии, организованной социально - гуманитарной кафедрой  ГАУ ДПО НИПК и ПРО

по проблеме «Формирование и оценка функциональной грамотности: проектирование методической работы в муниципалитете». На материалах презентаций кафедры учителя познакомились с особенностями русской дворянской культуры Х1Х века (мода, усадьбы, балы, средства передвижения и др.), сравнили особенности культуры, традиции и обычаи двух временных отрезков и проанализировали культурные достижения Х1Х века и настоящего времени. Сделан акцент на методических особенностях формирования  читательской грамотности.

2. В ходе сообщения по теме «Формирование учителями русского языка и литературы основных компонентов видов функциональной читательской грамотности обучающихся» Шниткова А.С., МКОУ «Борисоглебская средняя школа», рассказала о приёмах  работы с информацией в 5 классе в ходе групповой и индивидуальной работы.

Рекомендовано для формирования читательской грамотности

 -  организовать «читательское пространство». Это пробно-поисковые ситуации; беседы-дискуссии, сам задай вопрос, личный пример учителя, приём устного словесного рисования, словарно-стилистическая работа и элементы драматизации.

-  использовать приёмы формирования читательской грамотности , например, приём «Лингвистическая сказка», «письмо с дырками (пробелами)» или прием «Верите ли вы, что…», прием «Мозаика».«Реставрация текста» и другие.

3. О работе со сплошным  и не сплошным текстом рассказала Швыдко Г.В., учитель МКОУ «Круглоозёрная средняя школа». Она порекомендовала использовать

  -  приёмы активного чтения, например, «Феномен» (интерактивное обучение);

  - приёмы работы с текстом при изучении нового материала и приёмы активизации ранее полученных знаний («Ассоциации);

 - приёмы графической переработки учебного материала (кластер) и другие

4. В ходе практической работы рассмотрены примеры  заданий  по формированию читательской грамотности на уроках и во внеурочной деятельности. Задания  представили учителя Дорощук С.С., МКОУ «Крещенская средняя школа», Локтева Е.А., МКОУ «Пешковская средняя школа», Горовецкая А.В., МКОУ «Александроневская средняя школа» и Картузова В.Г., МКОУ «Убинская средняя школа №1» с опорой на методический материал учебников  и других источников информации (афиши, тексты телеграмм, графики и таблицы и т. д),  приведён  пример составления ментальной карты к произведению А.С.Пушкина «Дубровский».

 

5. По организации работы с одарёнными детьми и участию в творческих предметных конкурсах, конференциях рассказала Тыртычная С.Т., учитель МКОУ «Раисинская средняя школа». Предложены  формы работы:

 - Что нужно сделать при работе? Увлечь, раскрыть и развить способности учащегося! Что помогает? Помогают разные интересные формы вовлечения обучающихся: турниры, блиц – турниры, КВНы, конкурсы и другое.

- Приведены примеры с уроков литературы, например, игра «Умники и умницы». На уроках дети выполняют грамматические  поисковые задания, проводятся уроки – дикуссии.

-  Во внеурочной деятельности   должен быть интерес ребёнка. Организовывать выезды с детьми, например, в театр. После посещения дети могут написать сообща дневник посещения (свои впечатления), поместить информацию в школьную газету ит.д.

6. Обсуждён план очередного заседания ММО в очном формате по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования языковой функциональной грамотности». На вторую половину января 2023г. с включением вопроса по краеведению.

 

 

 

  Руководитель ММО Гизитдинова Р.Г.

   Методист МКУ МИМЦ   Болдырева В.А.