21 апреля на базе МКОУ «Раисинская средняя школа» состоялось открытое мероприятие, семинар учителей истории и обществознания по теме: ««Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся. Переход на ФГОС третьего поколения». Присутствовало 13 человек.
Заседание началось с открытого урока. Липовицкая Марина Леонидовна провела урок в 8 классе по теме: «Предпринимательская деятельность», используя на уроке приёмы и методы, для формирования функциональной (финансовой) грамотности обучающихся». Затем был проведён самоанализ урока. Совместно с педагогами Марина Леонидовна дала оценку своему занятию, обсудили положительные и отрицательные стороны проведённого урока и сделали выводы.
По вопросу «Функциональная грамотность. Рекомендации по проведению педагогической диагностики весной 2022 года» выступил руководитель ММО Червонец Д.А.. Денис Анатольевич дал учителям некоторые рекомендации при проведении диагностики, проверки знаний обучающихся в области функциональной грамотности, провёл «мастер класс» для участников семинара как работать на платформе РЭШ, наглядно показав это. Также руководитель ММО продемонстрировал задания, позволяющие оценивать некоторые виды функциональной грамотности на уроках истории и обществознания, которые совместно с учителями были частично прорешены.
За третий вопрос были ответственные Запрудина Наталья Алексеевна и Червонец Д.А.. Тема звучала так «План перехода пятых классов на новый ФГОС. Работа с конструктором, составление рабочих программ». Денис Анатольевич проконсультировало педагогов, как работать с конструктором, обсудили структуру рабочей программы. Выделены плюсы конструктора (пояснительная записка, предметные и метапредметные УУД, содержание, место предмета в учебном плане уже сконструированы) и минусы. К последним можно отнести отсутствие календарно – тематического плана, отсутствие тем по региональной истории, отсутствие интеграции воспитательной программы школы.
Была представлена информация о УМК по всеобщей истории. Обращено внимание на изменение в количестве часов на изучение предмета – 68 часов. Также появились новые изменения в содержании: добавлены темы фараон Рамсес II, возникновение державы Ахеминидов, племена ариев, держава Маурьев, государство гуптов, Китай при династии Хань, Пелопонесская война, начало Гражданских войн в Риме. Введены новые понятия и новые персоналии.
В методических рекомендациях указано, что данные содержательные единицы изучаются на основе дополнительных материалов, в учебнике они не содержаться.
Наталья Алексеевна в свою очередь представила сравнительный анализ стандартов, сделан акцент на то, что в обновленном стандарте есть обновления в детализации, в части конкретизации образовательные результаты. Детализации и конкретизации подверглись не только предметные результаты. Три группы результатов сохраняются: это личностные, метапредметные и предметные. В обновленном Стандарте результаты, связанные с личностными результатами и с метапредметными, усилены и систематизированы. Следует обратить внимание на воспитательную деятельность. Присутствуют 36 требований, распределенных по всем направлениям воспитательной деятельности. В этом проекте ФГОС три больших блока метапредметных результатов: это блок, связанный с базовыми логическими действиями, блок, связанный с базовыми исследовательскими действиями, и блок, связанный с работой с информацией. Два других раздела также в меньшей степени соприкасаются с предметными областями и с предметами, но в большей степени соприкасаются с личностными результатами. Это универсальные коммуникативные действия, это действия, связанные с общением: действия, связанные с совместной деятельностью, командной деятельностью и так далее. И еще один блок – это универсальные регулятивные действия: самоорганизация и самоконтроль. Фактически в 2 раза увеличилось количество детализированных метапредметных результатов.
Следующая тема звучала так «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования глобальных компетенций».
Ласковец Анастасия Николаевна представила свой опыт работы, методические материалы, приемы и технологии. Также представлен теоретический материал о понятии глобальные компетенции.
Чопик Светлана Николаевна выступала по теме «Актуальные вопросы преподавания истории и обществознания. Подготовка к итоговой аттестации».
Для эффективной подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию учителям было предложено детально ознакомиться с методическими рекомендациями по использованию картографических материалов в процессе преподавания истории, а также с рекомендациями по организации работы со статистической информацией на уроках обществознания.
В заключении семинара Бородина Тамара Евгеньевна поделилась опытом работы прохождения курса «Школа современного учителя».
Затем был подведён итог мероприятия. Сделали вывод, что семинар был полезным и каждый для себя взял что-то новое.